Первые графические изображения появились ещё в эпоху палеолита - это были
наскальные рисунки, выполненные доисторическими художниками при помощи
примитивных инструментов. С тех пор художественная графика прошла большой и
долгий путь. Техника рисунка, развиваясь, стала основой появления живописи, а по
мере эволюции изобразительного искусства, художественная графика превратилась в
отдельный и самостоятельный его вид.
В современной графике удачно сочетаются традиционные и новые материалы и
технологии, что позволяет постоянно расширять арсенал средств для
художественного воплощения идей как в произведениях изобразительного искусства,
так и в работах прикладного значения (создание рекламных материалов,
презентаций, украшение промышленных и печатных изделий и т.д.).
Говоря о материалах, используемых в художественной графике, мы должны понимать,
что они, прежде всего, подразделяются на два основных класса – это то, чем
рисуют, и то, на чём рисуют. Из всех материалов второго рода самым традиционным
и основным остаётся бумага. Что касается материалов, которыми рисуют, то здесь
можно упомянуть уголь, сепию, сангину, так называемый «соус», пастель и тушь.
Уголь является рисовальным материалом природного происхождения. Он имеет большой
тональный диапазон и с давних времён ценится художниками как незаменимый
материал, особенно когда нужно сделать большой рисунок, эскиз или беглый
набросок.
Натуральная сепия изначально приготовлялась из чернильного мешка морских
моллюсков и отличалась светло-коричневым оттенком. Начиная с 20-го века, её
научились делать искусственно в разнообразной цветовой гамме. Сепия относится к
краскам акварельного типа, то есть она легко разводится водой.
Сангина является природным минеральным материалом, залегающим в вулканических
породах, и отличается красно-коричневым светоустойчивым цветом. При нанесении,
сангина хорошо сцепляется с поверхностью бумаги, придаёт рисунку мягкость,
позволяет ровно растягивать тона.
Соус известен с конца 18 столетия. Для приготовления этого материала берут тонко
перемолотые продукты сгорания, добавляют слабый раствор растительного клея, и
затем полученную смесь прессуют.
Отдельную группу художественных материалов составляет пастель. В целом, пастель
представляет собой спрессованный порошок из красок, оформленный в виде
карандашей без оправы или мелков.
Довольно часто для выполнения графических работ используется тушь. Эта
специально приготовленная водяная краска чёрного и других цветов не пропитывает
бумагу, не расплывается и быстро высыхает.
С точки зрения технической, в художественной графике принято выделять рисунок и
гравюру. Рисунок является произведением уникальным и существует в единственном
экземпляре. Гравюра считается основным видом печатной графики, то есть рисунков,
растиражированных в большом количестве. Именно производство гравюр стало
областью развития новых технологий в художественной графике.
По общему своему принципу гравюра отличается тем, что рисунок сначала наносится
на специальную твёрдую поверхность (печатную доску), а уже с неё изображение
переносится на бумагу. В зависимости от материала печатной доски и способов её
обработки художественную печатную графику делят на три основных вида: гравюру
выпуклую, углублённую и плоскую.
В случае выпуклой гравюры (этот способ называют также высокой печатью) с
поверхности печатной доски выдалбливаются или вырезаются те места, которые на
бумаге должны получиться белыми, а рисунок на доске получается в виде рельефа, с
которого и делается оттиск на бумаге. Материалом для печатной доски служит
дерево, специальный линолеум, картон, оргстекло, иногда металл.
Технология изготовления углублённой гравюры состоит в нанесении желобков и
царапин, передающих изображение, на поверхность рабочей доски. Попадающая в эти
углубления краска переносится на бумагу в результате сильного давления печатного
станка. В этой группе печатная доска изготавливается из меди, которая
обрабатывается резцом, сухой иглой, различными кислотами и т.д.
Плоскую гравюру обычно изготавливают на камне, поверхность которого обрабатывают
специальным химическим составом. Благодаря этому, жирная краска воспринимается
на бумаге только в тех местах, которые должны передавать изображение, а
остальной фон бумаги остаётся нетронутым. Кроме камня, при такой плоской печати
можно также использовать алюминиевые дощечки.
Что касается современных тенденций развития художественной графики, они были
заданы появлением фотографии (создание коллажей) и информационных технологий. В
совершенно отдельную область оформилась компьютерная графика. Тиражирование
произведений, созданных подобным способом, идёт методом струйной цифровой печати
на материалах класса «Художественная графика», это может быть бумага или
текстиль.