В начале 1960-х годов, профессора психологии Стэнфордского университета
Патрик Саппс и Ричард C. Аткинсон проводили эксперименты по использованию
компьютеров для преподавания математики и литературы детям в начальных школах в
Пало Альто, Калифорния. Эксперименты оказались удачными и положили начало
Программе для одаренной молодежи Стенфордского университета.
Ранние системы электронного обучения, основанные на компьютерных технологиях,
повторяли традиционный менторский преподавательский стиль, в котором компьютеру
отводилась роль простого передатчика информации. В системах, которые стали
развиваться позже, таких как Компьютерная система совместного обучения (CSCL -
Computer Supported Collaborative Learning) стало шире применяться совместное,
коллективное, в современной терминологии – интерактивное, развитие знания.
Компьютерная система совместного обучения (CSCL) - педагогический метод, в
котором обучение проходит как взаимодействие студентов, совместно использующих
компьютеры и/или Интернет. При этом обучающая информация усваивается участниками
коллективно в процессе общения друг с другом, компьютерные технологии
используются в качестве средств сообщения и как общая инструментально –
информационная база для обучения. CSCL может осуществляться как онлайн, так и в
классной комнате, студенты могут работать как одновременно, так и порознь, в
различные промежутки времени. Обучающий процесс, основанный на компьютерной
системе совместного обучения, подходит для ряда общественных дисциплин, таких
как методология обучения, психология образования, социология, познавательная и
социальная психология.
Теоретически методика компьютерной системы совместного обучения основана на
предположении, что знания лучше усваиваются при активном взаимодействии учеников
друг с другом. Студенты имеют разный уровень квалификации в предмете, различные
предпочтения в обучающем материале, имеют индивидуальные отличия в способах
обучения. Таким образом, их совместное обучение и общение в группе приводит к
обмену знаниями, или к своеобразному аналогу «мозгового штурма», результатом
которого может стать выход на более высокий уровень совместного знания, создание
«нового знания».